Философские основания физики: введение в философию науки

Философские основания физики: введение в философию науки
        «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЗИКИ: ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ НАУКИ» («Philosophical Foundations of Physics») — книга Р. Карнапа, в которую вошли переработанные материалы его лекций и научных семинаров, проведенных в конце 1950-х—начале 1960-х в Калифорнийском ун-те. Издана в Нью-Йорке в 1966; рус. пер.: М., 1971, 2003. Книга состоит из шести частей, включающих 30 глав, посвященных проблемам философских оснований физики и математики. По целому ряду вопросов (строение научного знания; структура науки; антиметафизическая направленность ее интерпретаций; теоретический и эмпирический уровни науки; значение и смысл научных высказываний; сведение математического к логическому и др.) Карнап остается верным установкам неопозитивизма и стремится подкрепить их аргументами из новейших достижений в естествознании. Законы логики и математики не могут быть использованы в качестве научного объяснения, т.к. они ничего не говорят о том, что отличает их возможные миры от действительного мира. Но и эмпирические законы, хотя и говорят нам нечто о мире, не снимают вопроса о причинности в самой действительности. Законы лишь «обеспечивают объяснение наблюдаемых фактов» и выражают регулярности и постоянства, с которыми события одного рода следуют за др. событиями.
        Вместе с тем в работе прослеживается эволюция взглядов философа. Он отказывается от некоторых положений, прежде входивших в основание его системы, и не считает, что сфера логики науки исчерпывается логическим синтаксисом языка, не опирается на концепцию логического атомизма, не говорит о языковых каркасах, не призывает к созданию универсальной логико-гносеологической модели и не декларирует необходимость сведения всех теоретических терминов к терминам языка наблюдения. Признавая ограниченность верификации как способа окончательного установления истинности теории, Карнап в качестве альтернативы называет попперовскую фальсификацию, определяя ее как «более простой способ», позволяющий сделать вывод о большем или меньшем подтверждении теории (гл. 2). Опыт трактуется им в более широком гносеологическом контексте: «В генетическом смысле все человеческое знание зависит от опыта». По сути, Карнап предлагает сочетать корреспондентную и когерентную теории истины. Когда мы имеем дело с эмпирическими законами и синтетическим знанием, опытные проверки необходимы; когда устанавливается истинность аналитических (математических и логических) утверждений, мы должны исходить из значений самих терминов, без ссылки на какое-либо исследование мира. В последнем случае главная роль отводится анализу языка и, шире, понятийной структуры знания.
        Во второй части Карнап рассматривает три вида понятий в науке — классификационные, сравнительные и количественные, — уделяя последним основное внимание. Количественный язык науки несет в себе неконвенциональную и конвенциональную составляющие. Первая проявляется в том, что количественные понятия развиваются из процедур измерения, которые связывают их с характеристиками реальных объектов. Вторая определяется тем, что для любого измерения необходимо определить правила, формулировка которых осуществляется на основании соглашения. Вопрос о конвенциональных элементах научных теорий рассматривается Карнапом и в связи с проблемой выбора учеными приемлемой исследовательской модели. Напр., в качестве способа описания пространства правомочно принять и «математическую геометрию» Евклида, и «физическую геометрию» А. Эйнштейна. В этом пункте Карнап следует А. Пуанкаре: если физик сохраняет евклидову геометрию, тогда новые наблюдения он сможет объяснять только посредством введения дополнительных эффектов, существенно усложняющих саму физику; если он принимает более сложную геометрию пространства-времени, то получает взамен возможность описывать действительность более простыми физическими законами. Существуют ли общие правила выбора одной из альтернатив? Вопрос этот открыт, один из ответов на него Карнап связывает с введенным Г. Райхенбахом различением «дифференциальных» и «универсальных» сил и эффектов при анализе выбора, осуществленного Эйнштейном при создании теории относительности (гл. 17).
        Карнап твердо придерживается разделения научного знания на априорное и синтетическое и не допускает, в отличие от И. Канта, существования априорных синтетических суждений (гл. 18). Априорную область науки составляют аналитические суждения логики и математики, которые не связаны с реальными структурами мира. Область же синтетических суждений создается посредством опыта, в котором такая связь имеет место. На этом основании математика не может превратиться в физику: нельзя перевести физические термины и символы на язык чистой математики, и наоборот. Такие физические понятия, как «масса», «температура» и др. невозможно определить чисто математически; в свою очередь, термины «логарифм» или «тригонометрическая функция» не определяются физическими свойствами действительности. К др. условиям разграничения он относит логическую непротиворечивость и завершенность аналитических суждений и временной характер суждений синтетических, которые, по мере роста науки, изменяются, дополняются и опровергаются.
        Обращение Карнапа к философским основаниям классической и неклассической науки является одним из наиболее интересных и не утративших по сей день актуальности фрагментов его работы. К ним можно отнести обсуждение сложных проблем вероятностного описания в науке, отношения наблюдаемости и ненаблюдаемости, эмпирических и теоретических законов, причинности и индетерминизма. В книге дается краткая история теории вероятностей, опираясь на которую Карнап делает вывод о существовании двух основных типов вероятностей в науке — логической (индуктивной) и статистической. И если статистические (частотные) вероятности важны, с его точки зрения, для описания термодинамических и квантово-механических процессов, то вероятности логические — для метанаучных высказываний. Логические вероятности определяются им семантически, как степень подтверждения одного высказывания другим. Они распространяются на «аналитические» утверждения (здесь сопоставления с действительностью лишены смысла), тогда как статистические вероятности распространяются на анализ «синтетических» суждений.
        Карнап полагает, что прогресс науки во многом зависит от разработки новых понятийных (языковых) средств. Требования к ним таковы, чтобы в идеале не было никакой противоположности между объяснением и описанием (гл. 25). Конфликт между инструментальным подходом (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) и дескриптивным («реалистическим») он считает не эпистемологическим, а лингвистическим конфликтом, сводимым к выбору языка. Специально для этого случая он предлагает вернуться к рассмотрению правил соответствия, предложенных в конце 1920-х Ф. Рамсеем. Но как тогда выйти из того затруднения, что термины для ненаблюдаемых объектов (спин, электрон) не осмысливаются тем же способом, как термины наблюдения («железный стержень», «красный»)? Стремление Карнапа перенести понятийные сложности и парадоксы современной релятивистской и квантовой физики всецело в сферу языка науки во многом предопределило недооценку им онтологического статуса этих проблем. Напр., понятийная сложность принципа неопределенности Гейзенберга, по его мнению, может быть снята, если развитие квантовой механики получит выражение в «уточненном языке». Но положение дел таково, что ему остается только посетовать: «К несчастью, физики редко предлагают свои теории в форме, которую хотел бы видеть логик». В целом книга Карнапа остается весьма полезной для тех, кто стремится к углубленному изучению философских проблем современной науки. Она интересна и с точки зрения развития философии науки, поскольку в ней видны сильные и слабые стороны неопозитивизма, расцвет и закат которого неотделим от имени автора.
        Е.Н. Ивахненко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Философские основания физики: введение в философию науки" в других словарях:

  • КАРНАП — (Саrnар) Рудольф (1891 1970) аналитический философ и логик, один из лидеров Венского кружка, ведущий представитель логического позитивизма. Приват доцент Венского (1926 1931), проф. Германского (Прага, 1931 1935) ун тов; после эмиграции в США… …   Философская энциклопедия

  • Карнап, Рудольф — Рудольф Карнап Дата рождения: 18 мая 1891(1891 05 18) Место рождения: Вупперталь, Германия Дата смерти: 16 сентября 1970(1970 09 16 …   Википедия

  • ЛОГИКА НАУКИ —         в спец. смысле дисциплина, применяющая понятия и технич. аппарат совр. формальной логики к анализу систем науч. знания. Термин «Л. н.» часто употребляется также для обозначения законов развития науки (логика науч. развития), правил и… …   Философская энциклопедия

  • Логический атомизм — Логический позитивизм (англ. Logical positivism)  (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на… …   Википедия

  • Неопозитивизм — Логический позитивизм (англ. Logical positivism)  (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на… …   Википедия

  • КАРНАП Рудольф — (Carnap, Rudolf) (1891 1970), американский философ немецкого происхождения, видный представитель логического позитивизма, внесший значительный вклад в развитие логики и философии науки. Родился в Вуппертале 18 мая 1891. Получил образование в… …   Энциклопедия Кольера

  • КАРНАП (CARNAP) Рудольф — (1891 1970) австр. философ и логик, ведущий представитель неопозитивизма. Род. в Ронсдорфе, в Германии. В 1910 14 изучал физику, математику и философию в ун тах Фрейбурга и Йены. В Йене одним из его учителей был Фреге, который наряду с Расселом… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Карнап Рудольф — Карнап (Carnap) Рудольф (18.5.1891), Вупперталь, ‒ 16.9.1970, Санта Мария, Калифорния), немецко американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Преподавал в Венском университете (1926‒31), профессор… …   Большая советская энциклопедия

  • Карнап — (Carnap)         Рудольф (18.5.1891), Вупперталь, 16.9.1970, Санта Мария, Калифорния), немецко американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма (См. Логический позитивизм) и философии науки. Преподавал в Венском… …   Большая советская энциклопедия

  • Карнап — Карнап, Рудольф Рудольф Карнап Дата рождения: 18 мая 1891 Место рождения: Вупперталь, Германия Дата смерти: 16 сентября 1970 Место смерти: Санта Мария, Калифорния, США Школа/тра …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»